Ждем всех на фотовыставку- посвященную ко дню рождения Владимира Высоцкого
- Подробности
- Опубликовано 18.01.2021 18:36
25 января родился Владимир Высоцкий - один из самых известных советских поэтов, актеров и авторов-исполнителей песен.
Творческое наследие Владимира Высоцкого насчитывает более 800 песен и стихотворений, 30 ролей в кино, 20 в театре и множество незаконченных проектов. Он заслужил славу народного барда и всесоюзную любовь – за то, что всегда пел искренне, писал свои стихи от души, играл своих героев живо и ярко, и всегда обращался к зрителю, всегда говорил с ним на одном языке. Поэтому его произведения до сих пор остаются актуальными и близкими сердцам нескольких поколений слушателей. Несмотря на то, что в школе юный Володя посещал драмкружок под руководством актера МХАТ В. Богомолова, после получения аттестата он подал документы в Московский инженерно-строительный институт, где в итоге не проучился и года. Одна из легенд гласит, что в новогоднюю ночь с 1955 по 1956 год Володя Высоцкий с другом Игорем Кохановским вместо праздника чертили чертежи – иначе бы их не допустили к сессии. Однако Владимир, как только закончил с чертежами, взял банку чернил – и вылил их на все свои труды, приговаривая: «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую вступить в театральный. А это — не мое…»
О своих первых шагах на актерском поприще Высоцкий рассказывать не очень любил, однако воспоминаний о том, как начиналась его карьера у родных и знакомых артиста сохранилось предостаточно. Так, на первых порах над Высоцким, своим фирменным низким голосом с хрипотцой исполнявшим песни собственного сочинения, откровенно смеялись и говорили, что ему нечего делать в театре или в кино. Но Владимир твердо стоял на своем и обивал пороги кабинетов. Однажды Высоцкий все же попал на прослушивание к одному очень серьезному преподавателю, но тот очень торопился и попросил студента исполнить что-нибудь по-быстрому. В итоге «собеседование» растянулось почти на три часа, и у Владимира появилась возможность попробовать себя на сцене.
Первое упоминание об артисте в центральной печати относится к 1960 году – игра выпускника студии МХАТ Владимира Высоцкого отмечена в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).
Как и, вероятно, все творческие люди, Высоцкий был очень «неудобным» актером. Режиссер Станислав Говорухин и вовсе охарактеризовал Владимира как «торопящегося» артиста, отметив при этом его огромный талант:
«Работать с Высоцким было непросто, он чрезвычайно неудобный актер для режиссера. Никогда не приходил в кадр просто так, не умел выполнять формальные задачи. Всегда привносил свое. При этом артист был какой-то... торопящийся. Совершенно не переносил второй дубль. Просто не любил повторяться. Он уже прожил это, и ему хотелось чего-то нового, нестись дальше. Он и партнера заводил так, что тот в первом дубле выкладывался, чтобы второго не случилось. Столько всего придумал он вне сценария! И снял с первого дубля».
Для съемок фильма «Вертикаль» Владимир Высоцкий специально написал несколько песен на тему альпинизма. Режиссер Станислав Говорухин, зная, как тщательно актер готовился к этому, зашел в номер Высоцкого, пока тот отсутствовал, и, наткнувшись на лежащие на кровати исписанные листки, прочитал слова песни «Мерцал закат, как блеск клинка…» Говорухин быстро запомнил текст и отправился на поиски Высоцкого. Тот в это время сидел в буфете и подбирал аккорды. Не успел режиссер подойти к артисту, тот объявил, что уже подготовил отличную песню для фильма и готов исполнить ее.
- Ну, давай, - согласился Говорухин.
Когда Высоцкий запел, режиссер театрально замахал руками:
- Володя, да ты что, шутишь?! Это известная песня, все альпинисты ее знают!
Высоцкий не поверил, но Говорухин стоял на своем:
- Володя, точно тебе говорю! Там еще припев будет такой:
Отставить разговоры,
Вперед и вверх, а там
Ведь это наши горы,
Они помогут нам...
Высоцкий так растерялся и расстроился, что даже предположил, что «услышал» эту песню когда-то в детстве, и она осталась у него в подсознании. Говорухин, увидев, как артист распереживался, во всем признался.
Однажды, когда Владимир Высоцкий был в Сочи на съемках, его гостиничный номер обокрали. Ворам приглянулись джинсы, кожаная куртка и еще кое-что из мелочей. Однако так как в куртке были документы и ключи от московской квартиры, Высоцкий обратился в милицию, и ему обещали заняться этим делом на следующий же день. Однако когда Высоцкий вернулся в номер, он увидел аккуратно сложенную куртку с запиской на ней: «Дорогой Владимир Семенович! Прости, не знали, чьи это вещи. К сожалению, джинсы уже продали. Возвращаем куртку и документы».
Со своей первой женой, актрисой Изой Жуковой, артист познакомился еще на первом курсе МХАТа (1956 год), а поженились они в 1960 году. Он так описывал свою первую «сумасшедшую любовь»:
«О нашей встрече что и говорить!
Я ждал ее, как ждут стихийных бедствий,
Но мы с тобою сразу стали жить,
Не опасаясь пагубных последствий…»
Однако уже в 1961 году он встретил одну из самых красивых женщин советского кино – актрису Людмилу Абрамову. Произошло это так. Как-то артист перебрал с алкоголем и устроил в ресторане небольшой дебош с битьем посуды. Музыканту срочно понадобились деньги – Высоцкого собирались не то отправлять в милицию, не то выселять из гостиницы. В этот момент ему и встретилась Абрамова. Артист попросил у нее взаймы, и девушка отдала незнакомому человеку свой золотой перстень с аметистом – между прочим, фамильную драгоценность. А уже через несколько дней Высоцкий отправил другу Анатолию Утевскому телеграмму: «Срочно приезжай. Женюсь на самой красивой актрисе Советского Союза». В браке с Людмилой у Высоцкого родились двое сыновей – Аркадий (1962) и Никита (1964). Развелись они в 1968 году.
Но главной музой Владимира Высоцкого стала Марина Влади (Марина Владимировна Полякова), с которой он познакомился в 1967 году. Несмотря на то, что Влади была подданной Франции, а СССР – под «железным занавесом», советское руководство благосклонно приняло их решение пожениться в 1970 году, а в дальнейшем партия даже отпускала Высоцкого с женой на гастроли за рубеж.
В 1969 году Марина Влади спасла Владимиру Высоцкому жизнь – тогда артист пережил клиническую смерть из-за лопнувшего в горле сосуда. Влади, услышав в ванной стоны, распахнула дверь, и увидев, что Владимир истекает кровью, принялась срочно звонить в «скорую». Вот что она вспоминает в своей книге «Владимир, или Прерванный полет…»:
«Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать «скорую», у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал… Они, наконец, понимают, что умирающий – это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина – французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле…»
Клиническая смерть длилась 11 минут, а операция по спасению жизни Высоцкого заняла 18 часов. Если бы Влади не потребовала от врачей немедленной помощи, Высоцкий бы скончался – тогда на счету была каждая секунда. Вторую клиническую смерть артист пережил в 1979 году, незадолго до своей смерти.
Владимир Высоцкий скончался в разгар Олимпийских игр в Москве, и руководство КПСС всячески хотело этот факт замолчать. Однако о смерти артиста написали две газеты: «Вечерняя Москва» (причем редактора за это уволили) и «Советская культура». Также над окошком театральной кассы театра на Таганке появилось маленькое объявление: «Умер Владимир Высоцкий» (но билеты назад не сдал ни один человек). По телевидению и радио сообщений о смерти Высоцкого не было.
Несмотря ни на что, проводить Высоцкого в последний путь пришло, по разным данным, более 50 тысяч человек – люди стояли в очереди под палящим солнцем и ждали машины с гробом народного артиста. Но партия решила иначе. По словам режиссера Юрия Любимова, всех, кто был на площади перед театром, жестоко обманули:
«Наш театр, конечно, был закрыт. Но была площадь, на которую набилось семьдесят тысяч человек, и очередь уходила вниз по улице до набережной и до Кремля. Жара была совершенно дикая, а люди закрывали зонтиками цветы, а не себя. И я посоветовал властям провезти открытый гроб, как это делается по-людски. Все, кто хочет попрощаться - попрощается. Кто хочет приехать на Ваганьково, тот приедет на Ваганьково. А власти хотели быстро похоронить и в этом смысле приравняли Володю к Пушкину: потихоньку, быстро куда-то увезти. И когда машина с телом Высоцкого, обманув нас, свернула в туннель, когда на площадь тут же пустили поливочные машины, чтобы смыть с асфальта горы цветов, когда стали выламывать портрет, который стоял в окне театра, толпа начала скандировать: "Фа-шис-ты! Фа-шис-ты! Фа-шис-ты!"»
После этой истории о том, что умер Владимир Высоцкий, узнала вся Москва. Сейчас в честь Владимира Высоцкого названы улицы, бульвары, аллеи, скверы, набережные, переулки в городах России и других стран, в том числе в Украине и Германии. Его имя носят почти 20 скал и пиков, перевалов и речных порогов, каньонов и ледников, также его имя присвоено даже горному плато на архипелаге Огненная Земля. В честь Высоцкого назван астероид «Владвысоцкий» (2374 Vladvysotskij). Именем Высоцкого названы театры, корабли, самолёт, кафе, даже сорт гладиолусов. А в Екатеринбурге существует 200-метровый небоскреб (54 этажа), названный «Высоцкий» - также в честь поэта.